Транс (Trance), 2013

Остросюжетная лента о человеческом несовершенстве, слабостях и тайнах, которые хранит наше подсознание.

Сюжет

Привлекательный мужчина ведёт познавательный экскурс в мир живописи, рассказывает о тонкостях работы сотрудника аукционного дома. При дерзком ограблении он следует инструкциям и пытается поместить картину Гойи «Полёт ведьм» в специальное хранилище. Грабитель отнимает футляр с бесценным полотном, и Саймон Ньютон, его роль исполнил Джеймс МакЭвой, нарушает важный тезис: «Ни одно произведение искусства не стоит человеческой жизни». Он бросается на преступника и получает сокрушительный удар, после которого теряет сознание. Хитроумный план охотников за шедеврами кажется безупречным – после распыления слезоточивого газа началась паника, крепкие охранники заблокированы в фургоне, и главарь беспрепятственно выносит чехол с творением знаменитого художника. Изумление преступников было велико, когда они увидели пустой подрамник.

Фото: Транс (Trance), 2013

Аукционист попадает в больницу с тяжелой травмой. После выписки он обнаружил, что дом разгромлен, и его зовёт на разговор лидер группировки Фрэнк (Венсан Кассель). Молодой человек оказывается сообщником грабителей, его пытают, чтобы узнать, куда он спрятал картину. У Саймона амнезия, и криминальный босс предлагает восстановить цепочку событий под гипнозом.

Алчный ведущий аукционных торгов приходит на приём к гипнотизёру. Элизабет Лэмб (Розарио Доусон) замечает, что клиент не до конца откровенен, видит следы насилия и прослушивающее устройство. Она настаивает на встрече с мафией, и хочет, чтобы её взяли в долю. Начинается ювелирный процесс по возвращению воспоминаний. Ньютона вводят в транс, но он не может открыть бандероль с осколками памяти. Между Лиз и трудным пациентом состоялась откровенная беседа, он признаётся в лудомании, из-за которой находился в долговой яме. Риз (Вахаб Шейх) свёл его с Фрэнком. Доктор Лэмб погружает в прострацию всех бандитов, и Нэйт (Дэнни Сапани) подвергается психологическому воздействию.

Новый сеанс гипноза даёт результаты, выясняется, что Саймон вырезал холст и спрятал под одеждой. Он бежал по улице, чувствуя вибрирующий телефон, и его сбила красная машина. Сознание мошенника путается, на месте водителя он видит Лэмб. Элизабет проводит исследование и выявляет маниакальную зависимость мужчины от неё. Они идут на свидание.

Эмоциональный разговор персонажа Касселя и гипнотизерши заканчивается в кровати. Ньютон заявляется в квартиру к объекту вожделения и устраивает сцену ревности. Доктор соблазняет пылкого поклонника. Она погружает Саймона в транс, и тот в воображаемой реальности расправляется с преступной шайкой и сообщает, что «Ведьмы» спрятаны в алом «Альфа Ромео».

Женщина спешит за шедевром, но банда перехватывает её. Фрэнк показывает незаряженный револьвер, украденный из его дома, и убеждает Ньютона в вероломстве Элизабет. Саймон соглашается привести гангстеров к картине. Во время жаркого поцелуя гипнотизерша передает патроны влюбленному. Негодяи пытаются изнасиловать героиню Доусон, но Саймон убивает их. Вместе с беззащитным главарем они едут за пропавшим раритетом.

Троица забрала машину, и Лиз рассказала ужасающую правду. С Ньютоном они познакомились несколько лет назад. Он хотел излечиться от игромании и пришёл на сеанс. Вспыхнул роман, и мужчина стал одержимым, был груб и поднимал руку. Женщина заставила забыть себя и параллельно внушила мысль, что он должен украсть произведение искусства для неё. Сильный удар по голове вызвал «сбой», обезумевший персонаж Макэвоя задушил незнакомку, которую принял за возлюбленную. Полотно и труп несчастной лежат в багажнике. Саймон оставляет украденное сокровище Лэмб. Безумец поджигает автомобиль, и Фрэнк не может выбраться. Элизабет находит эвакуатор, насмерть сбивает Саймона и толкает горящую ловушку в воду.

Выжившему злодею приходит посылка. Вместе с записанным видео от мстительницы он получает заманчивое предложение – стереть воспоминания о коварной любовнице. Мужчина не в силах принять решение.

Смысл фильма

В работе режиссёра Дэнни Бойла отражается обширный спектр людских пороков: алчность, жестокость, ревность, гнев, лицемерие, похоть. Герой Макэвоя – внушаемая натура, он хорошо поддаётся гипнозу. Его легко подчиняет себе азарт, и также стремительно он становится заложником страсти. Бандитов объединяет жажда наживы, а Лиз увлечена местью.

Tasty Coffee

Финальная фраза, произнесенная героиней: «Ты хочешь помнить или ты хочешь забыть?» даёт новую пищу для размышлений. Нередко мы оказываемся перед непростым выбором – стереть мрачные кадры из прошлого, вычеркнуть людей, которые принесли несчастье, освободиться от угрызений совести или переболеть, выстрадать, смириться и сделать далеко идущие выводы.

Слова Элизабет раскрывают ведущий принцип персонажей, их руководство к действию: «Чтобы быть собой, нужно постоянно думать о себе». Эгоистичность и самолюбие, а в случае с аукционистом ещё и инфантилизм, подтолкнули троицу на преступления.

Характеристика героев

Саймон – молодой человек, с открытым взглядом и обезоруживающей улыбкой. Крайне противоречивая личность, у него многочисленные маски, а образы сложные и неожиданные. При первом появлении на экране харизматичный красавчик – эрудированный эстет с рациональными представлениями о жизни. Потом он становится храбрецом, который защищает легендарное творение. Следующие трансформации получаются насыщенными: жертва амнезии и мерзавцев, подопытный кролик меркантильной особы, обманутый влюбленный. Но если копнуть глубже, сущность персонажа радикально меняется – он порочный легкомысленный игрок, психопат и ревнивец. Финальное перевоплощение шокирует – безжалостный убийца, лишенный сомнений и раскаяния, не желающий нести ответственность за поступки.

Элизабет – роковая леди с завораживающим голосом. У неё несомненный талант, она с легкостью воздействует на представителей сильной половины человечества. Показной алчный интерес – это ширма, ею движет желание наказать обидчика. Ситуация выходит из-под контроля, но и в самые трудные моменты кукловод не теряет самообладания. Она расчетлива и хладнокровна, но не может противиться внезапно вспыхнувшей симпатии к злодею. Интриганка спасает Фрэнка, и прощальное видео письмо отправляет неспроста. Если любовник не сотрёт память, быть может, Лиз вновь окажется в его объятиях.

Фрэнк – главный мафиози, жесткий, решительный и корыстный. Он не остановится ни перед чем, пока не получит желаемое. Мужчина очарован природным магнетизмом Лэмб, спокойствием и незаурядным умом. Он испытывает не только страсть, в душе зарождаются искорки настоящего чувства. Преступник колеблется и не решается сделать выбор – избавиться от мыслей о хитрой красотке или сохранить память, надеясь на продолжение.

Заключение

Динамичный психологический триллер или кино с перемудренным сюжетом?

Детектив Дэнни Бойла – это яркая, продуманная, лихо закрученная кинолента. Украшением фильма стала блестящая актерская игра. Персонажи меняют личины одну за другой, перевоплощаются из невинных овечек в кровожадных хищников. Каждый образ убедителен и вызывает целую гамму чувств – от жалости и симпатии до презрения и отвращения.

Триллер изобилует пикантными и жестокими сценами, но шок – контент необходим для повышения эмоционального градуса, а не как «дешёвый» способ привлечения аудитории. Впечатляет и визуальный ряд: красочные локации, игра со светом, обильное использование отражений и зеркал, сильные крупные планы. Великолепные саундтреки композитора Рика Смита являются необходимым штрихом, который усиливает, а иногда и создаёт подходящее настроение как отдельных эпизодов, так и всего фильма.

Среди недостатков любители запутанных лент отмечают нелогичность персонажей и нагруженный сценарий. Увлекательный детектив скатывается в драму, и личные трагедии выходят на лидирующую позицию. В их мотивах разобраться также сложно, как понять, какие фрагменты, извлеченные из сознания Саймона, являются реальными, а какие – плод больного воображения.

Открытый финал можно считать изюминкой, и предугадать намерение героя довольно легко. Перед ним никогда не стоял вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею», Фрэнк действует по прерогативе сильного, не обременяясь моральными принципами. Переигравшая его хрупкая женщина станет желанным трофеем. Уязвленный мужчина не захочет забывать и мириться с поражением.

2 ответов к “Транс (Trance), 2013”
  1. Интересная интерпретация. Первоначальная манипуляция с помощью гипнотерапии была направлена на самосохранение. Персонаж МакЭвоя, говорит, что он видел Элизабет во время убийства совершенно незнакомого человека. Что подтверждает, если бы она не попыталась "убежать", его одержимость заставила бы его убить ее.

  2. Не сценарий, а куча псевдонаучного мусора. Худшая поп-психология, которую только можно найти. Подавленная память и гипнотерапия — это абсолютный мусор.

    Я большой поклонник Дэнни Бойла, я видел все его фильмы по несколько раз. Этот — только один раз. Это даже не "оригинал", а ремейк того же сценария, который уже был снят для телевидения в Великобритании. Зачем он вообще взялся за этот проект?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *