Пленницы (Prisoners), 2013

Пленницы – тяжёлый психологический триллер с непредсказуемым сюжетом и блестящей актёрской работой. Фильм о вечных ценностях, о добре и зле, и можно ли использовать насилие во благо.

Сюжет

Очередной День благодарения провинциальный городок встречает под моросящий дождь. Семья Довер идёт в гости к друзьям и соседям Бирчам. Во время празднования две маленькие девочки пропадают. Надежда, что озорницы спрятались, медленно тает. После бесплодных попыток найти дочек, отчаявшиеся родители понимают, что дети украдены.

Дело о похищении берётся расследовать опытный детектив Локи, его роль мастерски исполнил Джейк Джилленхол. Единственным подозреваемым становится водитель фургона, припаркованного на улице, где живут Бирчи. Молодой мужчина пытается скрыться от полиции, его виновность не вызывает сомнений. Десятичасовой допрос Алекса Джонса (Пол Дано) не дает никаких ответов, к тому же выясняется, что у парня интеллект маленького ребёнка. Против Джонса нет никаких улик, и тётя Холли (Мелисса Лео) приезжает за племянником. На парковке возле полицейского участка состоялась встреча потенциального похитителя и обезумевшего от горя отца. Парень произносит фразу, которая предопределила его судьбу: «Они не плакали, пока я не ушёл».

Келлер Довер (Хью Джекман) в ярости после разговора с полицией. Он не верит в правосудие, в эффективное и быстрое расследование и думает, что Джонс – это изощренный маньяк. Мрачные опасения подтвердились – парень, выгуливая собаку, мучает животное и напевает песенку, которую пели девчушки. Довер похищает Джонса и отвозит в старый особняк. Вместе с Франклином Бирчем (Терренс Ховард) Келлер избивает Алекса, надеясь, что тот под пытками расскажет, где прячет подружек.

Герой Джилленхола безустанно ищет Джой и Анну. Он проверяет всех неблагонадёжных лиц. Визит к священнику даёт неожиданный результат. В подвале Локи находит полуразложившийся труп, привязанный к стулу. Протрезвевший падре рассказывает, что много лет назад мужчина поведал об убийствах детей, которые совершил и не остановится — это его вызов Богу, непримиримая война с Всевышним.

Расследование сдвигается с мёртвой точки, когда появляется ещё один подозреваемый. Незнакомого молодого человека заметили среди сочувствующих горожан. От изучающего взгляда детектива он бросается наутёк, и найти его удаётся спустя несколько дней.

Под пристальным вниманием незаурядного сыщика оказывается и Келлер. Коп следит за ним, и персонаж Джекмана приводит к зданию, где держит свою жертву. В последний момент он замечает присутствие детектива, и пытается убедить сыщика, что выпивает и скрывает это от жены. Позже въедливый полицейский выясняет, что ветхий особняк принадлежит Доверам. Келлер вынужден показать дом, но телефонный звонок спасает его от разоблачения. Ошпаренный кипятком и изувеченный Алекс остаётся замурованным в деревянной коробке.

В квартире Боба Тэйлора (Дэвид Дастмалчян) коп обнаруживает ящики, кишащие змеями и набитые окровавленной детской одеждой. Психопат помешан лабиринтами, загадочных рисунков полно в квартире, и в участке он не перестаёт рисовать замысловатые линии. Локи теряет контроль над собой, и на допросе с пристрастием происходит непредвиденное – Тэйлор застрелился из пистолета офицера. Следствие в тупике – дети не найдены, а позже выясняется, что Боб – имитатор, кровь на вещах свиная, а одежду украли после исчезновения малышек.

Келлер начинает сомневаться в причастности Алекса к похищению, но полуживой пленник неожиданно произносит: «Они в лабиринте». Довер навещает тётю Холли, но ему не удаётся ничего выяснить. Пожилая женщина делится своей болью – муж пропал без вести, сын умер от рака, а после несчастного случая со змеями у племянника проявились психические отклонения.

Унылое оцепенение серого городка встряхивает новость – одна из похищенных найдена. Джой Бирч одурманена наркотическими препаратами, она с трудом проговорила фразу, адресованную Доверу: «Вы там были». Келлер срывается с места и едет к миссис Джонс.

Локи пытается догнать беглеца, но тщетно. Он предполагает, что Довер направился к заброшенному особняку. Пленник был освобождён.

Tasty Coffee

Тетушка Холли встречает гостя насторожено, она понимает, что её разоблачили. Угрожая пистолетом, безумная старуха вынуждает выпить одурманивающий напиток. Довер узнает леденящую кровь правду – Джонсы много лет назад воровали и убивали детей, и Алекс – один из них. После смерти собственного ребенка горевавшие супруги разочаровались в Боге. Они совершали эти ужасающие деяния, чтобы и другие родители утратили веру. После разговора тетушка стреляет Доверу в колено и бросает в яму. Раненый мужчина находит там злополучный свисток дочери.

Персонаж Джилленхола едет к миссис Джонс, и застает её над лежащей Анной со шприцем в руках. Грянули выстрелы, безумная Холли падает замертво. Истекающий кровью полицейский везет девочку в больницу.

Спасенные дети и Грейс проведывают Локи. Келлер считается пропавшим. Не знающий покоя коп едет к дому Джонсов. Он слышит звук свистка, доносящийся из ямы.

Фото: Пленницы (Prisoners), 2013

Смысл фильма

Работа режиссёра Дени Вильнёва затрагивает множество аспектов. Центральное место занимает трансформация страдающего отца в палача. Насколько оправдана жестокость, если на кону судьба ребёнка? Как далеко может зайти человек, уверенный в своей правоте, и можно ли взять жизнь взамен жизни? Вильнёв предостерегает вершителей самосудов, демонстрирует, к чему приводит победа эмоций над разумом.

В сюжете киноленты красной нитью проходит религиозная тема – убийство оленя после горячей молитвы, крестик в машине Келлера, татуированный крест на руке сыщика. Как насмешка над духовностью – пьяница–падре, который убил изверга. Слуга Господа предпочёл не нарушать тайну исповеди, но взять на себя тяжкий грех. Молитва Довера перед пытками выглядит жутко и нелепо, не может глубоко верующий человек быть настолько порабощён безжалостным внутренним демоном.

Характеристика героев

Келлер Довер – заботливый папа и любящий муж, христианин и работяга. Со стальным стержнем, обстоятельный, со своим сценариями на случай апокалипсиса. Он привык нести ответственность за семью. Герой Джекмана не в силах сдержать бессильную ярость, злость и гнев на самого себя и служителей закона. Слова жены о том, что она всегда верила в его защиту и надежность, становятся спусковым крючком, и глава семейства начинает действовать. Гуманизм, добропорядочность, нравственные устои оказались пустым звуком. Герой, как загнанный зверь, обуреваемый инстинктами, встал на защиту своего потомства.

Детектив Локи – предельно собранная и малоэмоциональная личность. Его волнение передаёт только нервный тик, который усиливается в критических ситуациях. Он не честолюбив, в чём его подозревает начальник, неудачи в поисках он воспринимает как личную драму. Цепкий и внимательный полицейский методично расследует запутанное дело.

Алекс Джонс. Персонаж с незавидной судьбой. Его жизнь – трагедия забитого, робкого, замкнутого в своем мирке человека. Мальчика забрали из семьи, он жил вместе с похитителями, и одному Богу известно, через какие муки он прошёл. Но оказалась, что этих испытаний недостаточно – парень оказывается в руках обезумевшего мужчины.

Чета Бирчей. Супружеской паре отведена незначительная роль. Они покрывают злодеяние, которое совершает Довер, надеясь, что это поможет отыскать пропавших детей. Их поведение стандартно для обывателей, они смиренно ждут и верят в лучшее.

Заключение: саспенс и открытый финал

Особо запоминающейся кинолента стала не только благодаря великолепной актёрской игре и захватывающему сценарию. Обилие саспенса создаёт невероятно сильное, тягостное ощущение. Тревогой и безнадёгой пропитан каждый кадр – серые улицы с безликими домишками, слякоть, переходящая в стужу, жители с «двойным дном», душевные и физические страдания героев, наводящий тоску саундтрек. Многочисленные ящики в жилище Тэйлора приводят в ступор, и страшная догадка заставляет задержать дыхание. Гады, ползающие по детским вещам, вызывают одновременно и облегчение, и отвращение.

Затяжной хронометраж, череда неудач, волны боли и отчаяния порождают у зрительской аудитории почти физическую усталость. Кажется, что пропавшие детишки уже мертвы, и любители детективных триллеров обречены смотреть на бесконечные метания родителей и тщетные поиски.

По мнению многих критиков концовка фильма остаётся открытой, зритель должен сам решить, найдут ли героя Джекмана. Для меня ответ очевиден – пытливый ум копа с легкостью сложит кусочки пазлов, палач, который стал узником, после трёхдневного заточения будет спасён.

3 ответов к “Пленницы (Prisoners), 2013”
  1. Отчасти полицейское расследование, отчасти исследование характера, отчасти притча. "Пленницы" — это масштабная и задумчивая драма. Напряженный и мгновенно захватывающий, фильм рассказывает о двух мужчинах, один из которых отец, а другой детектив, и о том, на что каждый из них готов пойти после похищения двух маленьких девочек. Режиссер ведет зрителей по многоуровневому повествованию, размышляя о гневе, мести, возмездии и безнадежности.

    Нарисованный в мрачных и дождливых тонах поздней осени в Пенсильвании, фильм не довольствуются тем, что являются просто угрюмым триллером. Он намного больше этого. Его герои — это почти библейские архетипы, ввергнутые в ситуации, которые они не могут контролировать. Каждое действие имеет свою реакцию, каждое движение влечет за собой наказание. Поступки с праведными намерениями сходят на нет, и дьявол бесконтрольно хозяйничает в мире. На первый взгляд, это извилистая, непредсказуемая история, а внутренне — ветхозаветная трагедия, обернутая в новозаветные одежды.

    Эстетика "Пленников" в исполнении великого оператора Роджера Дикинса холодная и сырая, серая и бессолнечная. Камера преследует и наблюдает, глядя на объект с уровня земли. Она заглядывает в коридоры и проходы, притаившись и выжидая. "Снимки" составлены так, что открытое пространство противопоставляется клаустрофобной тесноте. Каждый кадр пронизан использованием Дикинсом холодных, почти ледяных цветов.

    Действие фильма разворачивается в размеренном темпе. Монтаж дает фильму дышать; кадры задерживаются, позволяя зрителям взять себя в руки и изучить лица героев. Этот же монтаж ужесточается по мере необходимости, усиливая напряжение и заставляя фильм двигаться вперед.

    Хью Джекман и Джейк Джилленхол в главных ролях дают эмоции необходимые для сюжета фильма. Джекман, полный ярости и боли, — это иллюстрированный архетип с широкими мазками, а Джилленхол — более конкретный герой. Джекман воплощает действие и боль, в то время как Джилленхол демонстрирует затравленную, дергающуюся душу. Оба актера великолепны.

    "Пленники", с его хичкоковской ненаправленностью и софокловскими случаями драматической иронии, — это мастерски построенное, захватывающее произведение кинематографа. Его история удовлетворительная и зрелая, и в ней нет потворства. Фильм — убедительная и эффективная драма, захватывающая, преследующая и грамотная. Это один из лучших фильмов 2013 года.

  2. Это один из тех фильмов, о которых думаешь несколько дней.

    Дени Вильнёв снял напряженный, тревожный и мрачный триллер с захватывающей тайной. Актерский состав, включая Теренса Ховарда, Пола Дано, Марию Белло и Виолу Дэвис, просто великолепен. Джекману, в частности, удается удивительным образом раствориться в роли, за которой стоит определенная сложность. Поначалу мы не можем не сопереживать Келлеру. Кто бы не был в бешенстве и не сбился с пути, когда исчезает его маленький ребенок? Но по мере развития событий и раскрытия его характера, фильм ставит нас во все более неудобное положение, и мы наблюдаем, как он заходит слишком далеко. Хотя его первоначальные мотивы понятны, в итоге нам приходится столкнуться с тем, что люди сложны и что иногда и монстр может быть и жертвой. 

    Как и персонаж Келлера, сам фильм склонен к двусмысленности. Нас держат в равновесии и нам непонятно, за кого мы должны начать переживать. Одна из лучших черт сценария — это то, насколько охотно он предает доверие и привязанность, которые создает для многих персонажей. И это происходит без ощущения дешевизны.

    С технической стороны фильм тоже прекрасен. Множество скользких, покрытых дождем поверхностей ночью и холодное серо-стальное голубое небо днем помогают создать нужную атмосферу. Отличная музыка от неподражаемого Йохана Йоханнссона и невероятная операторская работа от Роджера Дикинса.
     

    Вильнев, Дикинс, Йоханнссон и высококлассный актерский состав делают фильм достойным рекомендации. 


  3. Fox Legends [CPP] RU + CIS
  4. Через полчаса просмотра я уже знал, кто похититель. Но фильм настолько хорош и интригующ, что поневоле начинаешь сомневаться…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.